Психологический запор у детей: причины и коррекция

Затруднение с дефекацией (опорожнением кишечника) как правило, случаются в 2-3 года. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкиваются с какой-то проблемой (ниже список возможных причин психологических запоров) в младшем возрасте и, что важно, не преодолели ее:

  • адаптация к учебному учреждению (детский сад, школа) и привыкание к «общественному туалету». Особенно усугубляет процесс — спешка и «массовое хождение на горшок», отсюда вытекает стеснение и дополнительное напряжение, что не способствует опорожнению кишечника, а наоборот;
  • стресс и испуг (это может быть какое угодно событие, которое напугало ребенка и заставило его «замереть», отсюда может вытекать трудности дефекации);
  • боязнь наказания (из-за «грязных штанишек»);
  • плохое воспоминание (связанное с болью от опорожнения кишечника после 3-х дневного запора);
  • сдерживание эмоций (чаще страх и злость);
  • спешка и быстрый ритм жизни, режим многозадачности;
  • слишком высокие требования и ожидания к себе, ориентация на результат, разочарование из-за того, что не победил, не занял первое место, не стал лучшим;
  • педантичность, скрупулезность, сверх-аккуратность, брезгливость, боязнь ошибиться и нарушить правила;
  • разные модели воспитания (мама с папой воспитывают по одному – одни запреты и правила, бабушка и дедушка по другому);
  • напряженная атмосфера в семье (разговоры на повышенных тонах, конфликты, сдерживание эмоций и претензий по отношению друг к другу);
  • протест против чего-либо или привлечение внимания.

Самым важным фактором, которые стоит за всеми возможными причинами психологических запоров – это напряжение, неумение расслабится, «застревание в ситуации», по научному, фиксация, неумение проживать и отпускать эмоции.

В связи с этим можно добавить в жизнь ребенка следующие занятия, которые помогут расслабится, сбросить напряжение и отрегулировать его психо-эмоциональное состояние:

  • Массаж, вообще давать больше телесного контакта
  • Плавание или походы в бассейн
  • Прыжки на батуте
  • Лепка из глины, гончарное дело
  • «Рисование песком» на подсвеченной песочнице
  • Дыхательные упражнения на расслабление и психо-эмоциональное регулирование
  • Рисование гуашью, акварелью, маслом
  • Расслабляющая негромкая музыка в доме по вечерам
  • Свести к минимуму использование гаджетов и просмотр мультфильмов и телепередач, особенно после 6 вечера
  • Убрать дополнительные занятия (оставить максимум 2 кружка или секции вместе со школой)
  • Активные прогулки на природе и свежем воздухе
  • Собирание пазлов
  • Выжигание, авио-моделирование, констурирование из лего-конструктора
  • Можно попробовать арома-терапию (если нет противопоказаний и если это нравится ребенку) и гомеопатию.

Общие рекомендации:

  1. Посетить гастроэнтеролога и невропатолога для того, чтобы исключить проблемы с ЖКТ и ЦНС.
  2. Не сердится и не злится из-за запоров и грязных трусиков – спокойно и ровно относится к этому, ввести правило – испортил трусы – сам их стираешь. Не относится к этому как к проблеме, отдать это на ответственность ребенка (не напоминать и не спрашивать – хочет ли он в туалет, надо ли ему сходить или уже пора) — пусть сам учится прислушиваться к сигналам своего тела.
  3. Развивать эмоциональный интеллект (больше говорить о чувствах, расспрашивать о настроении, на собственном примере рассказывать о том, как идут дела, как прошел день в «эмоциональных красках» и обязательно объяснять причину такого настроения. Например, «я сегодня разозлился на того-то потому что…», «сегодня я очень рад и воодушевлен, потому что…», «мне сегодня грустно из-за того, что…»). Можно совместно рисовать «настроение дня», обозначая цветом свои эмоции, придумывать образы к своему настроению (например, злость — колючий еж, грусть – идет дождь из тучи, радость – радуга, солнце и т.д.).  Когда ссоритесь или разговариваете на повышенных тонах между собой – говорите и объясняйте ребенку, что происходит, из-за чего и что получилось в итоге спора или конфликта, к какому компромиссу или выводу пришли.
  4. Делать упор на эстетическое развитие ребенка (рисование красками, лепка из глины, проектирование или моделирование, собирание конструктора лего, фотография, кинематограф или мультипликация – выбирайте то, что нравится ребенку). Обычно творческие хобби и увлечения помогают учится выражать свои эмоции, если ребенку трудно это сделать вербально (объяснить словами).
  5. Помочь ребенку не боятся совершать ошибки – рассказывать о собственных промахах и провалах и как справились. Уходить от жестких правил и ограничений, иногда «играть не по правилам» (например в игры-бродилки), а лучше придумывать свои правила в игре  — это поможет ребенку понять, что мир не такой уж однозначный, правильный и можно вообще жить по своим правилам, не ограничивая себя там, где не хочется.
  6. Учить ребенка хвалить себя самостоятельно (лучше на собственном примере) за небольшие успехи и свершения, за простые дела, может даже рутинные – за то, что он выполняет каждый день. Учить искать что-то хорошее даже в проигрыше. Но не в коем случае не обесценивать его злость или разочарование по поводу занятие не первого места, а встретить и поддержать его в его эмоциях, при этом учить делать выводы на будущее. Уходить от сосредоточивание на победах, результатах,  достижениях, медалях и т.д. крупного масштаба (конкурс или выступление, соревнование и т.д.), а больше делать упор на процесс. Если ребенок спрашивает Вашего мнения (а по сути оценки), лучше сначала спросить у него: «А сам как думаешь…Тебе самому нравится?… Что бы ты сам поменял, если не нравится…Я могу высказать только свое мнение, но в итоге решать тебе…».
  7. Добавить активный командный вид спорта, где результат зависит от усилий и действий всех, а не сосредотачивается на одном игроке. Это учит разделять ответственность, а не брать все на себя. Спорт – это полезный стресс для ребенка, который помогает воспитать многие качества характера, плюс общность интересов с другими детьми, плюс переключения внимание с метального (умственного) на физический уровень (ребенок учится лучше себя ощущать, чувствовать свое тело). Плюс двигательная активность на свежем воздухе способствует более легкому опорожнению кишечника.
  8. Как можно чаще спрашивать чего ХОЧЕТ РЕБЕНОК и выполнять желание ребенка по максимому (по возможности, конечно не в ущерб своим или общим интересам), советоваться с ним, принимать решение, учитывая его мнение, искать компромисс или общее решение в спорных вопросах. Это учит ребенка становится активным субъектом своей жизни и жизни семьи в целом, быть более самостоятельным и независимым, ориентироваться в первую очередь на свое чувствование и хотение, а не просто «оправдывать чьи-то ожидания! и тихо подчиняться правилам», при этом не передавать ответственность за свою жизнь и благополучие на других.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *