Затруднение с дефекацией (опорожнением кишечника) как правило, случаются в 2-3 года. У детей постарше психологические запоры обычно наблюдаются в том случае, если они сталкиваются с какой-то проблемой (ниже список возможных причин психологических запоров) в младшем возрасте и, что важно, не преодолели ее:
- адаптация к учебному учреждению (детский сад, школа) и привыкание к «общественному туалету». Особенно усугубляет процесс — спешка и «массовое хождение на горшок», отсюда вытекает стеснение и дополнительное напряжение, что не способствует опорожнению кишечника, а наоборот;
- стресс и испуг (это может быть какое угодно событие, которое напугало ребенка и заставило его «замереть», отсюда может вытекать трудности дефекации);
- боязнь наказания (из-за «грязных штанишек»);
- плохое воспоминание (связанное с болью от опорожнения кишечника после 3-х дневного запора);
- сдерживание эмоций (чаще страх и злость);
- спешка и быстрый ритм жизни, режим многозадачности;
- слишком высокие требования и ожидания к себе, ориентация на результат, разочарование из-за того, что не победил, не занял первое место, не стал лучшим;
- педантичность, скрупулезность, сверх-аккуратность, брезгливость, боязнь ошибиться и нарушить правила;
- разные модели воспитания (мама с папой воспитывают по одному – одни запреты и правила, бабушка и дедушка по другому);
- напряженная атмосфера в семье (разговоры на повышенных тонах, конфликты, сдерживание эмоций и претензий по отношению друг к другу);
- протест против чего-либо или привлечение внимания.
Самым важным фактором, которые стоит за всеми возможными причинами психологических запоров – это напряжение, неумение расслабится, «застревание в ситуации», по научному, фиксация, неумение проживать и отпускать эмоции.
В связи с этим можно добавить в жизнь ребенка следующие занятия, которые помогут расслабится, сбросить напряжение и отрегулировать его психо-эмоциональное состояние:
- Массаж, вообще давать больше телесного контакта
- Плавание или походы в бассейн
- Прыжки на батуте
- Лепка из глины, гончарное дело
- «Рисование песком» на подсвеченной песочнице
- Дыхательные упражнения на расслабление и психо-эмоциональное регулирование
- Рисование гуашью, акварелью, маслом
- Расслабляющая негромкая музыка в доме по вечерам
- Свести к минимуму использование гаджетов и просмотр мультфильмов и телепередач, особенно после 6 вечера
- Убрать дополнительные занятия (оставить максимум 2 кружка или секции вместе со школой)
- Активные прогулки на природе и свежем воздухе
- Собирание пазлов
- Выжигание, авио-моделирование, констурирование из лего-конструктора
- Можно попробовать арома-терапию (если нет противопоказаний и если это нравится ребенку) и гомеопатию.
Общие рекомендации:
- Посетить гастроэнтеролога и невропатолога для того, чтобы исключить проблемы с ЖКТ и ЦНС.
- Не сердится и не злится из-за запоров и грязных трусиков – спокойно и ровно относится к этому, ввести правило – испортил трусы – сам их стираешь. Не относится к этому как к проблеме, отдать это на ответственность ребенка (не напоминать и не спрашивать – хочет ли он в туалет, надо ли ему сходить или уже пора) — пусть сам учится прислушиваться к сигналам своего тела.
- Развивать эмоциональный интеллект (больше говорить о чувствах, расспрашивать о настроении, на собственном примере рассказывать о том, как идут дела, как прошел день в «эмоциональных красках» и обязательно объяснять причину такого настроения. Например, «я сегодня разозлился на того-то потому что…», «сегодня я очень рад и воодушевлен, потому что…», «мне сегодня грустно из-за того, что…»). Можно совместно рисовать «настроение дня», обозначая цветом свои эмоции, придумывать образы к своему настроению (например, злость — колючий еж, грусть – идет дождь из тучи, радость – радуга, солнце и т.д.). Когда ссоритесь или разговариваете на повышенных тонах между собой – говорите и объясняйте ребенку, что происходит, из-за чего и что получилось в итоге спора или конфликта, к какому компромиссу или выводу пришли.
- Делать упор на эстетическое развитие ребенка (рисование красками, лепка из глины, проектирование или моделирование, собирание конструктора лего, фотография, кинематограф или мультипликация – выбирайте то, что нравится ребенку). Обычно творческие хобби и увлечения помогают учится выражать свои эмоции, если ребенку трудно это сделать вербально (объяснить словами).
- Помочь ребенку не боятся совершать ошибки – рассказывать о собственных промахах и провалах и как справились. Уходить от жестких правил и ограничений, иногда «играть не по правилам» (например в игры-бродилки), а лучше придумывать свои правила в игре — это поможет ребенку понять, что мир не такой уж однозначный, правильный и можно вообще жить по своим правилам, не ограничивая себя там, где не хочется.
- Учить ребенка хвалить себя самостоятельно (лучше на собственном примере) за небольшие успехи и свершения, за простые дела, может даже рутинные – за то, что он выполняет каждый день. Учить искать что-то хорошее даже в проигрыше. Но не в коем случае не обесценивать его злость или разочарование по поводу занятие не первого места, а встретить и поддержать его в его эмоциях, при этом учить делать выводы на будущее. Уходить от сосредоточивание на победах, результатах, достижениях, медалях и т.д. крупного масштаба (конкурс или выступление, соревнование и т.д.), а больше делать упор на процесс. Если ребенок спрашивает Вашего мнения (а по сути оценки), лучше сначала спросить у него: «А сам как думаешь…Тебе самому нравится?… Что бы ты сам поменял, если не нравится…Я могу высказать только свое мнение, но в итоге решать тебе…».
- Добавить активный командный вид спорта, где результат зависит от усилий и действий всех, а не сосредотачивается на одном игроке. Это учит разделять ответственность, а не брать все на себя. Спорт – это полезный стресс для ребенка, который помогает воспитать многие качества характера, плюс общность интересов с другими детьми, плюс переключения внимание с метального (умственного) на физический уровень (ребенок учится лучше себя ощущать, чувствовать свое тело). Плюс двигательная активность на свежем воздухе способствует более легкому опорожнению кишечника.
- Как можно чаще спрашивать чего ХОЧЕТ РЕБЕНОК и выполнять желание ребенка по максимому (по возможности, конечно не в ущерб своим или общим интересам), советоваться с ним, принимать решение, учитывая его мнение, искать компромисс или общее решение в спорных вопросах. Это учит ребенка становится активным субъектом своей жизни и жизни семьи в целом, быть более самостоятельным и независимым, ориентироваться в первую очередь на свое чувствование и хотение, а не просто «оправдывать чьи-то ожидания! и тихо подчиняться правилам», при этом не передавать ответственность за свою жизнь и благополучие на других.