Сенсорная интеграция – осознанный путь к здоровью и развитию вашего ребенка

Свою статью хочу начать с личного опыта, т.к. именно наблюдение за собственным сыном привело меня к этой теме. У  меня очень подвижный ребенок, в 10 месяцев он уже побежал! Мы всегда очень много гуляли и я никогда не ограничивала его в движении. Но с речью у него были проблемы, к трем годам  у него в запасе было три десятка СЛОГОВ, и всего несколько слов, которые он говорил полностью – МАМА, ПАПА, ДАЙ, ДА, НЕТ и что-то подобное. В остальном все было в норме – здоровье, мышление, восприятие, память.

В 3 года и 2 месяца я решила его отдать в бассейн, на плавание, и случилось чудо!Через 2 недели после занятий мой ребенок заговорил! Конечно, много звуков не выговаривал, но это были уже предложения, связанные в рассказ. В чем же было дело, почему  была такая длительная задержка речи? Я терялась в догадках, и ни логопед, ни дефектолог, ни невропатолог не давали ответа.

В октябре 2013 года я попала на конференцию, где одна из моих коллег, которая училась в Европе, сделала доклад на тему «Сенсорная интеграция».
И вот что я там узнала.
Сенсорная интеграция – это игра всех органов чувств, она собирает мозг в один пазл. Мы учимся через посредством органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные (среднее ухо) и земное притяжение или проприоцепция (глубинные мышцы). Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства.  Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от всех наших рецепторных систем.

Метод был впервые разработан доктором Джин Айрис (Jean Ayres) — трудотерапевтом, работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или «разрядиться» через прыжки или стойку на голове, чтобы дать себе возможность сконцентрироваться. Некоторым лучше думается в ванне. Другим для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

Люди могут не осознавать причин рассеянности, раздражительности и мигреней. Они могут просто знать приемы приведения себя в чувство: душ, ванна, глубокий массаж или двигание тяжестей, определенные запахи или музыка, — по сути приемы увеличения-уменьшения сенсорных воздействий. Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха (примером служит телевизор и компьютер) и сенсорный голод всего остального – ограничения в движении (сидение в манеже и коляске, ходунки и домашние качели, сидение дома в дождливую, снежную или жаркую погоду), неправильная нагрузка или деформация определенных групп мышц (к примеру, учится и заниматься только за столом, ходить в обуви даже дома, ничего «тяжелого» не позволять поднимать), или недостаток тактильных ощущений (например, когда родители говорят «на улице всё грязное и ничего трогать нельзя» и т.д.).

И такие примеры можно найти для каждой сенсорной системы человека. И, как следствие, родители ребенка могут не знать, почему он в данный момент ощущает себя «не в своей тарелке», возможны вспышки агрессии или наоборот «уход в себя», задержки в речевом и психоэмоциональном развитии, хорошая успеваемость в одном предмете и одновременно отставание в другом, психосоматические нарушения – уход в болезнь. Сенсорная интеграция помогает родителям понять суть проблем, дает приемы для облегчения жизни на текущий момент и приемы для коррекции.

Эта информация принесла мне осознание того, что только после правильной нагрузки определенных групп мышц, после получение тактильного опыта с «большой водой» мой сын наконец-то заговорил! С тех пор мы посещаем спортивные секции постоянно: летом плавание в бассейне, зимой – фигурное катание на льду. Коррекция возможна. Мы по себе знаем, что не сразу, но со временем научились ходить, говорить и даже пить горячий чай 🙂

55aa22

Поделиться в соц. сетях

0

Сенсорная интеграция – осознанный путь к здоровью и развитию вашего ребенка: 2 комментария

  1. Спасибо, Марта, за статью! Каждый раз при очередных чудачествах ( на мой взгляд) мне совершенно не понятных выходок сына, вспоминаю волшебные слова «сенсорная интеграция» и выдержки из твоей статьи, начинаю включать мозги в этом направлении, и многое становится на свои места.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *